Плохая память?

Большинство из нас просто ленится запоминать информацию. — Два простых теста памяти.

Многие люди, и даже молодые, жалуются «У меня плохая память. Я не могу вспомнить ничего из прочитанного». На самом деле, с памятью у них всё в порядке, просто они не умеют её использовать.

После короткого инструктажа и небольшой тренировки, любой человек жалующийся на дырявую память может запоминать со слуха девять чисел и спустя пятнадцать минут повторить их как в прямом, так и в обратном порядке.

Большинство людей обладают способностью к запоминанию выходящей далеко за пределы их воображения. Проблема — в способе использования памяти. Что может зацепиться в ней, если при чтении человек «с плохой памятью» просто скользит глазами по строчкам, на анализируя и не отмечая ключевые моменты. Мозгу просто нечего запоминать!

Механизмы работы памяти можно условно разделить на три отдельных процесса: 1) Создание связей; 2) Поддержание этих связей; 3) Извлечение информации при возникновении необходимости в ней.

Кое-кто считает, что натренировав способность надёжно удерживать факты в памяти улучшит память. Правда в том, что работа памяти на этом, втором, этапе никак не зависит от тренировки. Способность мозга надёжно удерживать информацию зависит только от его общего состояния и течения в нём биохимических процессов — никакими сознательными усилиями повлиять на это нельзя.

Информация начинает хорошо запоминаться детьми примерно с трёхлетнего возраста и до 20 лет эта способность возрастает. Затем, примерно до 40 лет, способности к запоминанию остаются примерно на одном уровне, после чего память начинает ухудшаться. Конечно, пятидесятилетний человек может демонстрировать лучшую память, чем у двадцатилетнего, но это обусловлено, прежде всего, его умением отсекать информацию от мусора и способностью эту избранную информацию организовывать.

Каждый, наверное, знает старика, который может часами и в подробностях рассказывать о событиях, которым много десятков лет. Можно было бы воскликнуть: «Какая прекрасная память!», если бы эти старики помнили, что происходило на прошлой неделе. Память становится хуже — впечатления с возрастом теряют яркость, эмоции слабеют и им всё труднее откладываться в теряющем «пластичность» мозге. Зато более ранние воспоминания сохраняют свой блеск.

Если у вас неплохое здоровье, о способности удерживать информацию в голове особенно заботиться незачем — важнее суметь поместить туда информацию в связанном с другими, ранее запомненными фактами, виде. Научившись делать это, вы значительно улучшите память.

Тест на тренировку памяти

За время в одну минуту постарайтесь запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке. Хороший результат — 15 предметов; 20 — отличный.

Тут нужно понимать, что нельзя тренировать «память вообще», улучшения могут происходить только в отдельных областях.

Психологи утверждают, что тренировка памяти не увеличивает её общей ёмкости, она и так огромна, а приучает мозг к выполнению одного из видов работы. Если вы будете тренировать способность запоминать лица, способность к запоминанию чисел не улучшится. Хотите лучше запоминать адреса — тренируйтесь запоминать адреса. Если это даты — тренируйтесь запоминать их. Научиться хорошо запоминать имена, запоминая химические формулы, не выйдет.

Это даёт нам важную подсказку — нарабатывайте общие фоновые знания в той области, в которой хотите улучшить память.

Например, удивительные способности к запоминанию в своей области демонстрируют музыканты. Известный пример — Моцарт, прослушав выступление хора Сикстинской капеллы, записал музыку, ноты которой были недоступны, вернувшись домой, просто со слуха.

Много лет назад в одном джаз-кафе выступал пожилой негр-пианист, Слепой Том, потерявший зрение при несчастном случае. В конце программы он предлагал любому присутствующему сыграть какую-нибудь композицию, берясь немедленно повторить её со слуха. Обычно это было легко, но в один из вечеров в зале оказался органист, исполнивший вещь собственного сочинения. Слепому Тому пришлось нелегко и в одном месте он запнулся, но в целом, сыграл этот отрывок целиком. И как сказал органист — весьма неплохо.

Конечно же, Слепой Том запоминал мелодии не нота за нотой, а по кусочкам уже известным ему, складывая их затем как мозаику. Путём обучения музыканты умеют выделять фразы, последовательность аккордов и гармонии. Когда органист играл фразу, Слепой Том немедленно ухватывал идею. Для того, кто не имеет «фона» музыкальных знаний это кажется чем-то невероятным.

Невероятной памятью в своей, специальной, области, обладают агенты по недвижимости. Они могут описывать квартиру за квартирой, или участки вдоль определённого шоссе — километр за километром: их площадь, кому они принадлежат, условия ипотечных кредитов под них и так далее.

Но если подумать — общие факты, составляющие «фон» знаний агентов подходят к большинству квартир или участков, зато они умеют систематизировать и анализировать их. Это часть их работы, они накапливают фоновые знания и способы обращения с информацией исподволь, без специальных усилий к запоминанию.

Актёр театра, знакомый с фразеологией классической драмы может выучить свою роль очень быстро. Но будет испытывать такие же трудности, как любой другой человек, если попытается пройти курс юриспруденции и запомнить положения большого коммерческого контракта. Актёр, участвовавший в нескольких шекспировских постановках, будет учить новую роль из другой пьесы со скоростью, которая понадобится обычному человеку или дажё актёру, не принадлежащему к классическому театру просто для того, чтобы вдумчиво читать текст.

Предположим, вам необходимо выучить большой кусок из «Королевы фей» Эдмунда Спенсера (допустим, вам взбрела в голову такая блажь или вас заставили силой). «Наряд пастуший сбрасываю с плеч; Угодно ныне музе-чаровнице в несвойственный мне труд меня вовлечь…» и так далее. Что произойдёт?

Сначала вам понадобиться по крайней мере 10-15 минут на каждый станс. После того как вы отмучитесь первые 50 стансов, перестанете спотыкаться на архаическом стиле и немного разберётесь в причинах метаний рыцаря в лесу, дело пойдёт легче и каждый станс будет даваться минут за пять. Это тоже наработка «фона».

Если вы попытаетесь запомнить электронную схему не слишком разбираясь в электронике, этот процесс займёт в десятки раз больше времени, чем потребуется для этого инженеру-электроншику. Ему знакомы терминология, принципы работы отдельных деталей и прибора в целом. Всё, что ему нужно — собрать хорошо известные ему факты в новую группу. Фактический же объём новой информации, которую придётся усвоить, будет очень мал.

Возможно самые замечательные сценические трюки с памятью — запоминание чисел и другими математическими операциями.

В Германии жил человек по фамилии Рюклер, который мог со слуха повторить 45 многозначных чисел в прямом и обратном порядке и демонстрировал другие умения оперировать цифрами. Но если бы вы спросили его, он сказал бы, что был увлечён математикой с раннего детства.

Когда он видел число 313, он знал, что это — простое число. Простые числа до 1000 он знал наизусть так же хорошо, как мы знаем обычные цифры. Он знал все полные квадраты целых чисел, корни и тому подобное. Его «фоновые знания» включали целый математический словарь, с которым большинство людей не знакомо, а многие и не подозревают о его существовании.

Если вы приобретёте знания о каком-либо объекте или явлении, знания о смежных объектах будут даваться вам легче, поскольку в при этом в памяти появится своего рода «точка кристаллизации», к которой можно прицепить эти факты.

Тест памяти — поговорками

Прочитайте эти поговорки, отведя по две секунды на каждую, после чего запишите те, которые сумели запомнить. Вы должны запомнить по крайней мере пять.

• Всё хорошо, что хорошо кончается.
• Лучшее – враг хорошего.
• Большие надежды рождают великих людей.
• Не всё то золото, что блестит.
• То, что устраивает всех, не устраивает никого.
• Один час сегодня стоит двух завтра.
• Кабаки и бабы доведут до цугундера.
• Необходимость – мать изобретательности.
• Споткнувшись можно предупредить падение.
• Гуртом і батька бити краще.
• Отсутствие новостей уже хорошая новость.
• Зайдя слишком далеко на восток, окажешься на западе.
• От частых подаяний нищие жиреют.
• Бережёного бог бережёт.
• Хоть видит око, да зуб неймёт.
• Лучше позже, чем никогда.

Поэтому усваивать новые знания, устанавливать новые связи, создавать новые «точки кристаллизации» нужно большими блоками — чем больше, тем лучше. Слепой Том, агент по недвижимости и Рюклер этому пример. Музыкант запоминает целые пассажи, а не отдельные ноты. Вытащить отдельный факт из группы близких легче, чем удерживать один, ни к чему не привязанный. Запоминая, старайтесь найти связь нового факта с уже вам известными, и он легко запомнится.

Заинтересованность в предмете оказывает большую помощь в связывании фактов. Часто молодые люди могут часами рассказывать о положении футбольных команд в турнирных таблицах чемпионатов, их составах и игре за последние несколько лет. Причём они не прикладывали сознательных усилий для запоминания этой информации — они просто искренне интересуются футболом.

Скорее всего, вы ещё со школьных и университетских времён знаете как минимум несколько мнемоник для запоминания каких-то сложных моментов.

Пожалуй, самая известная из мнемоник — запоминалка пяти знаков числа Пи: «Что я знаю о кругах» (для запоминания пятнадцати знаков Пи служит другая: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжёлую депрессию»).

Такая «механическая» помощь может быть очень полезной, но при одном условии — когда запоминание самого метода не сложнее запоминания самой информации.

Если, как ни пытаетесь, не можете запомнить информацию сходу — вернитесь к ней позже и сделайте новую попытку.