Крысы — серые враги

Человек всегда считал себя великим охотником. Дикие животные были его добычей даже в те времена, когда самым грозным оружием человечества была праща. Чем больше совершенствовалось оружие, тем более бесстрашными становились охотники, и убийство животных превратилось в один из видов досуга.

Даже львы и тигры стали жертвой охотничьих инстинктов человека, и сейчас эти грозные хищники вымирают. Но тогда как эти кровожадные животные влачат жалкое существование на грани уничтожения, намного более скромное существо, лишённое и доли величия «царей зверей», плодится и прекрасно себя чувствует. Несмотря на постоянные попытки истребления, обычная серая крыса, кажется, плевать хотела на то, какие люди «великие охотники».

Скромненький, серенький, вездесущий грызун, не стоящий, казалось бы, внимания, превращается в растущую угрозу и для здоровья населения, и для экономики.

Крысы, как утверждают те, кто изучает их и их привычки, одни из самых опасных врагов человека — они организованы и настойчивы. При этом они очень умны, всегда активны и отличаются смелостью на грани наглости.

Есть люди, которые считают, что проблему с крысами решить очень легко — достаточно завести кошку или кота-крысолова. Так думают многие, на практике же дела обстоят иначе.

Одним из таких людей, верящих в избавление от крыс с помощью кошек, был капитан британского сухогруза «Этельхильда». Когда он привёл свое судно от западного побережья Африки в Нью-Орлеан, портовые власти решили, что на судне могут быть крысы и распорядились провести дератизацию сухогруза.

«В этом нет необходимости!», возмущённо заявил капитан. «У меня на борту прекрасный кот-крысолов. На одном судне с ним не выжила бы ни одна крыса!»

Тем не менее, «Этельхильду» поставили под фумигацию и, по иронии судьбы, в сутолоке и спешке кота забыли на борту. Когда газ развеялся и экипаж снова поднялся на борт, кота отыскали — мёртвого, а в радиусе двух метров от него лежало двадцать четыре крысы.

Задача эффективного уничтожения крыс чрезвычайно важна — и не решена до сих пор. При том, что научные исследования в этой области начались более сто лет назад.

В Институте Вистар подсчитали, что в идеальных условиях пара белых крыс в течение 16 месяцев превратится в колонию из 3800 этих грызунов.

Подсчитано, что при обычной скорости размножения — один помёт в четыре месяца при шести крысятах в помёте, за десять лет потомство одной пары крыс, если бы всё оно выживало, составило бы 2 300 000 000 000 000 000, или 2,3 квинтиллиона. К счастью для нас с вами, смертность среди крыс очень высока.

Крысы не только вездесущи — они очень умны, быстро учатся и невероятно изобретательны. Те, кто занимается уничтожением крыс, весьма серьёзно относятся к своему врагу.

Крысы легко приспосабливаются к условиям обитания — они встречаются везде, от Заполярья до экватора. Они едят всё. Они колонизируют новые территории. Они наслаждаются жизнью и обществом себе подобных. И прекрасно знают своих врагов.

Например, несмотря на то, что неопытную крысу поймать легко, они быстро учатся на чужом опыте. И после того, как несколько их сотоварищей пойманы или убиты определённым способом, другие начинают избегать этих приманок и ловушек. Именно поэтому верных способов полностью уничтожить крыс не существует. Капканы и крысоловки — самые простые и по-прежнему самые надёжные средства. Отравы, ядовитые газы, болезни грызунов и тому подобное эффективны примерно так же, как кот-крысолов.

Очень важно, чтобы борьба с крысами велась постоянно, ведь они представляют немалую угрозу для здоровья населения. Например, вызванные нашествиями крыс эпидемии чумы едва не опустошили мир, ведь крысы (точнее, крысиные блохи) — единственный переносчик бубонной чумы. А экономический ущерб, наносимый грызунами, выражается поистине астрономическими цифрами и лежит в диапазоне от миллионов тонн товаров, которые они портят каждый год, до опустошительных пожаров на складах и заводах.

Несколько лет назад система управления на железной дороге Нью-Джерси казалось, сошла с ума, выдавая хаотические, противоречащие друг другу сигналы. То выдавалось разрешение въезда на занятый участок, то зелёный и красный сигналы включались одновременно, то информация с линии пропадала вовсе. Уровень угрозы при нарушении работы системы сигнализации и централизации на загруженной железной дороге каждый может представить себе сам.

Инженеры, немедленно бросившиеся проверять линии, обнаружили, что несколько дюжин проводов в кабелях, защищённых толстой свинцовой оболочкой, замкнуты накоротко. В толстой внешней изоляции кабелей и свинцовой бронировке зияли дыры, края которые носили легко узнаваемые следы крысиных зубов.

Этот случай хорошо иллюстрирует одну замечательную черту поведения крыс — они должны грызть, они любят грызть и они грызут всё подряд, даже когда материал очевидно несъедобен — стены, полы, мебель, проводку, водопроводные трубы и даже бетон.

Обычно эту замечательную привычку крыс объясняют тем, что они вечно голодны и постоянно пробуют всё на зуб. А если крыса не ест, то всё равно грызёт. Ей нужно стачивать и держать в заточенном состоянии резцы, которые постоянно растут. Был, например, случай, когда крыса прогрызла в толстом шифере дыру диаметром в двадцать сантиметров, хотя он ей не мешал, а кроме того, наверняка невкусный даже для крысы.

Крысы не любят кофе и, тем не менее, могут наносить невероятный ущерб грузу на кораблях, его перевозящих. Однажды в Сантусе на грузовой корабль были погружены двадцать тысяч мешков кофе — тщательно отобранного и отсортированного. Когда спустя 22 дня после отплытия из Бразилии корабль прибыл в США, получатель груза обнаружил, что каждый из мешков вскрыт словно ударом ножа — верный признак того, что в трюме похозяйничали крысы. После обработки газом из грузовых отсеков извлекли погибших крыс и пересчитали — их оказалось всего сто четыре. Это яркий пример того, какой невероятный ущерб может нанести небольшая колония крыс за относительно короткое время.

На другом корабле, гружёном кофе, одна крыса проела себе путь сквозь сорок мешков, каждый из которых был безнадёжно испорчен.

С крысами тяжело бороться и потому, что они во многом схожи с человеком. Они любят жить сообществами, дружелюбно общаются или яростно дерутся друг с другом, но всегда выступают вместе против общего врага. Они любят путешествовать – иногда с детьми, иногда без. Крысиное общество даже более совершенно, чем человеческое, если учесть, что у них, кажется, нет правительства и религии. И в то же время крысы — индивидуалисты.

Одна из самых больших крыс была поймана в Нью-Орлеане — в ней было 45 сантиметров от кончика носа до кончика хвоста, и весила она 780 граммов.

Существует два вида крыс – серая крыса, или пасюк (Rattus norvegicus) и чёрная крыса (корабельная, Rattus rattus). Серая крыса появилась в Европе вскоре после того, как в 1727 году пересекла Волгу, на следующий год уже оказалась в Англии, и спустя короткое время — в Америке. Пасюк крупнее и агрессивнее чёрной крысы, которую он почти вытеснил, бесстрашен и яростно сражается, если его загнать в угол. С крупной серой крысой кошка предпочтёт не связываться.

Чёрная крыса меньше своего серого собрата и более осторожна, живёт под полами, в стенах и на чердаках, очень подвижна и иногда выделывает прямо акробатические трюки, чтобы перебраться из одного места в другое. Именно черные крысы разносили инфицированных чумой блох.

В больших городах, где значительная часть домов построена из стали и бетона крыс меньше, чем в небольших посёлках. В северных городах крыс меньше, чем в южных, за одним исключением — порты, где крыс полно всегда, в тропиках они находятся или у полярного круга.